Написать в WhatsApp
Каталог НАЗАД

Аквапланирование автомобиля - что это, чем опасно и как предотвратить


Аквапланирование автомобиля - что это, чем опасно и как предотвратить Водители автомобилей, в большей своей части, наверняка сталкивались с таким эффектом при вождении, как - аквапланирование. А если и не сталкивались лично, то скорее всего слышали об этом явлении. Приятное на слух словосочетание, таит в себе серьёзную опасность. К этому стоит добавить, что превышение скоростного режима, частично утраченные технические характеристики шин и подвески, а также начальный уровень вождения - увеличивают шансы для неприятной дорожной ситуации, на мокрой автотрассе. Давайте разберёмся, что такое аквапланирование и как его избежать.

Аквапланирование – что это

akvaplanirovanie (6).jpg
Итак, что же это за эффект – аквапланирование?  Отвечаем - это следствие утраты сцепления шин с дорожным полотном, из-за прослойки воды. То есть, автомобиль скользит по луже, образовывая «водяной клин». Именно такое название принадлежит эффекту, на официальном языке. Аквапланирование может возникнуть, при пересечении мокрого участка автодороги на большой скорости. В такой момент, шины полностью теряют сцепление с дорожным полотном, и автомобиль становится неуправляемым. Это и есть главная опасность.
Высокая скорость – основная причина появления «водяного клина». Но также имеют значения и дополнительные факторы: человеческий, технический и природный. Они могут сыграть ключевую роль при заносе. Поэтому, нельзя говорить об скоростном режиме, как о единственной причине. В каждой индивидуальной ситуации, эффект аквапланирования может возникнуть от отдельного обстоятельства или от их совокупности.  

Что увеличивает риск аквапланирования

Какие факторы могут увеличить риск аквапланирования? Помимо скорости, важную роль в появлении «водяного клина» на дороге могут сыграть: техническое оснащение автомобиля, размер пересекаемой лужи и общее состояние колёс. Подобрать шины и диски для своего автомобиля вы можете на нашем сайте. Далее, рассмотрим по порядку основные факторы, повышающие риск образования «водяного клина».   
akvaplanirovanie (11).jpg
Во-первых, это шины. Авторезина имеет протектор в виде рисунка из множества желобов. Часть канавок выполняет функцию водоотвода, обеспечивая уверенное пятно контакта. Въезжая в лужу, вода выдавливается из-под шины, через водоотводы. Если скорость велика, то желоба не справляются с объёмами, появляется прослойка воды и пятно контакта с дорожным полотном исчезает. Машина начинает скользить.
Во-вторых, это толщина водяной прослойки. В случае попадания в глубокую лужу, ни одна шина не силах справиться с большим объёмом воды, и обеспечить пятно контакта колесу. Следовательно, завышенная скорость и не удаляемая водяная прослойка, гарантированно образуют «водяной клин». Единственный разумный способ избежать аквапланирования - заранее снизить динамику движения.
В-третьих – остаточная глубина протектора. Это очень важный фактор, способный отчётливо влиять на возникновение «водяного клина». Чем меньше остаточная глубина водоотводных желобов, тем меньший объём жидкости они способны удалить из-под шины. Изношенная авторезина, значительно теряет общую функциональность и менее эффективна в сцеплении с мокрой дорогой. Зная о плохом состоянии колёс, это обстоятельство следует учитывать при выборе скоростного режима. Осознанный подход к выбору резины, к её своевременной замене, повышают шансы на безопасное вождение. 
akvaplanirovanie (10).jpg 
Установка гоночной резины под названием слик и полуслик, для увеличения сцепления с асфальтированной дорогой, практически полностью обезоруживают автомобиль и водителя, для езды по мокрой автостраде. Такие покрышки, оснащены незначительным протектором, а в некоторых случаях, рисунок вовсе отсутствует. 

Стоит уделить внимание дополнительным факторам, которые влияют на эффект аквапланирования. Среди них: качество дороги, давление в шинах, общее состояние подвески и загруженность машины. 
Ситуация с дорожным полотном, более ясна: чем ровней и грамотней спроектирована трасса, тем меньше на ней воды. Следовательно, риск появления аквапланирования остаётся невысоким. 
Раз речь зашла о качестве дорог, хотелось бы упомянуть такое явление, как – колейность на асфальте. Заполненная дождевой водой колея, увеличивает вероятность образования «водяного клина». Водитель способен потерять управление автомобилем, и транспортное средство может самопроизвольно перестроиться. По инерции.         
akvaplanirovanie (1).jpg  
Давление в шинах – одна из причин возникновения «водяного клина» на небольшой скорости. Низкое давление в колесе, не позволит «врезаться» в водяную преграду. Поверхность лужи, способствует сжатию в профиле шины, что влечёт увеличение площади давления на поверхность. На основании изложенного можно говорить о том, что шины с низким давлением увеличивают риск возникновения аквапланирования, причём даже на малой скорости.
Аналогичный эффект низкого давления в резине, может обеспечить изношенная подвеска автомобиля. В частности, неисправные амортизаторы, которые не позволяют должным образом прижиматься к дорожному полотну неподрессоренной массе. Это следует отнести к факторам повышенной опасности. Что касается загруженности или конструктивной массы автомобиля, то здесь ситуация очевидна - чем меньше вес транспортного средства, тем больше у него шансов «задержаться» на поверхности лужи, при меньшей скорости.

Как снизить риск аквапланирования

Какие способы борьбы с аквапланированием существуют? Самым верным решением избежать «водяного клина», будет снижение скорости перед водным препятствием. Зная о внезапном появлении эффекта, не следует практиковать динамичную езду на мокрой дороге. Если передвижение происходит по сухому покрытию, и на пути внезапно появилась большая лужа, то следует снизить скорость, и спокойно пересечь препятствие. 
akvaplanirovanie (7).jpg
Влетая в лужу, на отметке спидометра 80 км/ч и более, автомобиль не только будет подвержен скольжению, но и возникает опасность попадания воды в работающие системы (электроснабжение, воздухозаборник).
Учитывая фактор скорости, не стоит забывать о траектории движения. Водоотвод шин более эффективен на прямой дороге. При поворотах, эти функции снижаются. Соответственно, прохождение поворотов будет разумным на малой скорости. Таким образом, можно избежать внезапного образования «водяного клина», который будет способствовать инерционному движению на встречную полосу или на обочину.
akvaplanirovanie (12).jpg
Если вы ощутили эффект аквапланирования (автомобиль начал плыть), то самое главное – не крутить рулём, и не применять экстренное торможение. Стандартные методы борьбы с заносами на льду или снегу, в этом случае будут неэффективны. «Водяной клин», может также быстро исчезнуть, как и появиться. Вывернутый руль, и внезапное появление контакта шины с поверхностью, могут спровоцировать полноценный занос или переворот машины. Аналогичное влияние, могут оказать, блокированные тормозами, колёса.
Оптимальным действием будет следующее: отпустить педаль акселератора и не вращать рулевым колесом. Автомобиль, притормаживаемый двигателем, под естественными воздействиями вернёт сцепление с автодорогой. Затем, водитель может возобновить движение.
akvaplanirovanie (13).jpg
Дополнительный нюанс: «водяной клин» может проявиться не на всех колёсах, а только на некоторых из них. Например, автомобиль въехал в водное препятствие одной стороной. В таком случае, крепкая фиксация рулевого колеса будет более важна. Разная степень сцепления шин с автодорогой, может стать ключевым обстоятельством разворота, или даже инерционного вращения автомобиля. Поэтому, опасайтесь въезжать на высокой скорости в лужу одной стороной, и не пытайтесь выравнивать автомобиль при начавшемся аквапланировании.


Возврат к списку