Написать в WhatsApp
Каталог НАЗАД

Антифриз - виды, состав, правила выбора


Антифриз - виды, состав, правила выбора Любое транспортное средство нуждается в различных расходных материалах. Например: для заливки в систему охлаждения используют специальную жидкость — антифриз. Производители предлагают большой ассортимент продукции такого назначения, что вызывает определенные трудности с выбором.  Дело в том, что состав низкого качества не способен хорошо справляться с поставленной задачей, вызывает перегрев двигателя, приводит к уменьшению срока его эксплуатации. Поэтому стоит максимально ответственно подойти к покупке продукта.

Антифриз – что это. Зачем нужен, какие функции выполняет

Антифриз — это общее название незамерзающих жидкостей. В его состав входят вода, спирт, ингибиторы коррозии, красители, присадки снижающие пенообразование.
antifriz (1).jpg
Основное назначение средства состоит в отводе излишков тепла от двигателя и коробки передач. В зимнее время года антифриз способствует поддержанию нормальной температуры в салоне, прогреву дроссельного узла. Охлаждающая жидкость надежно предохраняет систему от замерзания, препятствует образованию накипи, слипанию твердых частиц, коррозии, кавитации, исполняет роль смазки в помпе.
Благодаря охладителю улучшаются показатели работы двигателя, снижается расход бензина.

Все ли антифризы одинаковые

Основные компоненты охлаждающей жидкости для автомобиля — дистиллированная вода и этиленгликоль.
Последний представляет собой двухатомный спирт, обладающий следующими физическими свойствами:
  • плотность при 20°C составляет 1,112—1,113 г/см3;
  • температура кипения — 196°C;
  • температура замерзания около ­13°C.
Особенностью водного раствора является более низкие пороги кристаллизации. Например: состав с 40 % содержанием спирта сохранит жидкую консистенцию до ­25°C, 50 % раствор — замерзнет при ­38°C, максимальное значение ­75°C покажет смесь с концентрацией 66,7 %.
Еще один важный компонент — антикоррозионные присадки. В зависимости от типа добавки существуют следующие разновидности антифризов.
antifriz (5).jpg
  • Силикатная группа содержит в составе соли кремниевой кислоты. Этот вид имеет неприятную способность к образованию тонкого слоя налета на внутренних поверхностях, что приводит к ухудшению теплоотдачи, перегреванию двигателя, увеличению расхода горючего.
  • Карбоксилатные средства обеспечивают антикоррозионную защиту благодаря карбоновым кислотам. По сравнению с первым вариантом в этом случае отсутствуют такие явления, как накипь и налет, подверженность кавитации.
  • Гибридные составы совмещают в себе одновременно органические и неорганические соединения.
  • Лобриды содержат также 2 вида присадок. Их соотношение составляет 1:9. Первая цифра относится к кремнийсодержащим соединениям, а вторая к карбоновым кислотам. Силикаты образуют очень тонкую защитную пленку, которая не мешает полноценному охлаждению. Органические компоненты реагируют избирательно, только на коррозионных участках, поэтому расходуются медленно.

Антифриз и Тосол – не одно и тоже – в чем разница

Тосол также является охлаждающей жидкостью, но имеет некоторые различия с антифризом.
antifriz (2).jpg
  • В его состав входят только неорганические присадки. Антифриз, напротив, содержит соли органических кислот.
  • Тосол образует защитный слой около 0,5 мм, что негативно сказывается на теплообмене. В случае использования антифриза толщина намного меньше, и эффективность практически не меняется.
  • Раствор тосола теряет работоспособность после пробега в 30—40 тыс. км. Если залить в бачок антифриз, то можно проехать до 240 тыс. км.
  • У тосола слабая устойчивость к повышенной температуре. Полная потеря свойств наблюдается после кипения при 105° C. Антифриз закипает по достижении 115°C.
  • Приятно радует доступная стоимость отечественного аналога, по сравнению с импортными средствами.

Цвет антифриза

При смешении этиленгликоля и воды образуется прозрачная бесцветная жидкость. Добавка красящего вещества не оказывает влияния на эксплуатационные свойства. Ее задача облегчить процесс заливки, контроля уровня жидкости, поиска протечек. Яркий цвет также необходим, чтобы предупредить случайное употребление внутрь. Позже была придумана специальная система, позволяющая легко и быстро идентифицировать продукт.
Отечественный тосол согласно государственному стандарту имеет синюю окраску. Срок службы составляет не более двух лет. 
Зеленый цвет присущ антифризу марки G11. В этой группе встречается бирюзовый, желтый и синий варианты. Охладитель также содержит неорганические присадки (силикаты и фосфаты), но их отличает меньшая активность. Этот вид не рекомендуется использовать в современных авто из-за низкой температуры кипения охлаждающей жидкости. Фосфатная составляющая присадки обеспечивает надежную защиту от коррозии, но уменьшает степень теплоотдачи. Постепенно происходит кристаллизация пленки, поэтому состав требует замены каждые 3 года.
Красный колер разных оттенков (от бледно-розового до темно-бордового) присвоен категории G12. За антикоррозийные свойства отвечают карбоксилатные присадки. Они действуют только в местах, подвергающихся разрушению, и создают очень тонкую пленку. Ей не страшна кристаллизация, а медленное расходование ингибитора продлевает срок действия до 5 лет. К сожалению, этот вид не способен предупреждать появление новых очагов коррозии, а также не подходит для радиаторов из алюминия.
antifriz (4).jpg
Фиолетовый цвет присвоен лобридным продуктам: G12++ и G13. Действующим веществом является пропиленгликоль. Защитные функции выполняют органические и небольшая доля минеральных присадок. Силикаты создают пористый слой, что не мешает отводу тепла, а карбоновые кислоты работают в центрах коррозионной активности. К достоинствам этого вида антифриза относится:
  • практически неограниченный срок эксплуатации (при условии заливки в новый двигатель);
  • высокая температура кипения — более 135°C;
  • низкая экологическая опасность.
Однако стоит такая жидкость достаточно дорого.
Важно помнить, что при покупке нельзя ориентироваться исключительно на окраску охладителя. 
Если вы не знаете, как выбрать подходящий антифриз, то в первую очередь обращайте внимание на рекомендации производителя транспортного средства. Сопоставляете их с информацией, представленной на этикетке. 

Последствия заливки некачественного антифриза

Заливка в охлаждающую систему продукта низкого качества способна привести к ряду серьезных проблем.
  • Перегрев двигателя происходит, если антифриз плохо отводит тепло. На первых порах увеличивается расход топлива, снижается мощность. Если не принять меры, то такое состояние в скором времени вызовет «закипание» мотора, сократит срок его эксплуатации в 2, а, то и в 3 раза.
  • Коррозионные процессы вызывают усиленное образование ржавчины. Она скапливается на стенках радиатора, нарушает показатель теплопроводности. Помимо этого ухудшается циркуляция антифриза из-за забивания каналов. Результатом становится недостаточное охлаждение движка. От высокой температуры деформируются кольца, обеспечивающие герметичность. Моторное масло начинает быстро окисляться и приходит в негодность.
  • Нерастворимые соли могут образовываться в самой охлаждающей жидкости. Осадок перекрывает патрубки, ложится слоем на все поверхности. Помпа работает в усиленном режиме, но это не спасает мотор от перегревания.
  • Кавитационная эрозия вызывает разрушение металлических деталей за счет образования пузырьков, наполненных газом и паром, при вскипании горячей жидкости.

Как правильно подобрать антифриз на доливку

Со временем происходит естественное уменьшение объема охлаждающей жидкости. Это может быть вызвано небольшими протечками через микротрещины, испарением водяного пара. В этом случае необходимо долить требуемое количество реагента. Тут у многих владельцев автотранспорта возникает законный вопрос, как выбрать антифриз, чтобы избежать проблем? 
Прежде всего, стоит обратиться к технической документации на авто.
Как уже говорилось выше: цвет продукта не является характеристикой, определяющей свойства охладителя. Он зависит от добавленного красителя. Хотя и существует специальная система, позволяющая отличать виды антифриза в зависимости от окраски. Это еще раз подтверждает, что не стоит готовить охладитель из разноцветных составов.  Такой коктейль будет работать гораздо хуже, а также существует большая вероятность образования осадка, быстрого разрушения присадок и усиление коррозионной агрессивности состава.
Допускается смешивать жидкости, принадлежащие одинаковому классу, соответствующие общепризнанным стандартам качества и выпущенные одним производителем.
Антифризы с присадками разной природы можно соединять, если указана такая возможность на этикетке. В большинстве случаев органические и неорганические типы охладителя не подлежат смешению. 
Отступление от этого принципа может вызвать серьезные нарушения в работе охладительной системы.
 Один из безопасных вариантов состоит в том, чтобы добавить в бачок небольшое количество дистиллированной воды (примерно 200—300 мл). Это приемлемо для герметичной системы, где причиной падения уровня стало банальное испарение воды. Такая добавка позволит разбавить сконцентрировавшийся раствор до начального состояния.
Однако если потери составили свыше 30 %, то разумно слить остатки и заполнить систему свежей охлаждающей жидкостью.
Приобрести правильный антифриз помогут простые правила.
  • Скрупулезное изучение спецификации и на предмет соответствия.
  • Делать выбор в пользу проверенных производителей.
  • Избегать слишком дешевой продукции.
  • Обратить внимание на срок годности.
  • Приобретать охладитель в фирменных точках или через официальных представителей.

Возврат к списку