Написать в WhatsApp
Каталог НАЗАД

Геометрическая проходимость автомобиля


Геометрическая проходимость автомобиля Часто можно слышать, как любители внедорожников ругают кроссоверы за их геометрическую проходимость. Давайте разберемся, что скрывает, а также какие параметры включает. Помимо этого, разберем, как влияют эти показатели на внедорожные свойства. Даже если вы не являетесь поклонником «покатушек» по бездорожью, вам необходимо понимать, на что способен ваш автомобиль. Это позволит минимизировать возможность возникновения целого ряда неприятных ситуаций.
geometricheskaya-prohodimost-avtomobilya (5).jpg

Геометрическая проходимость автомобиля – что это

В начале посмотрим уточнение этого термина.
Геометрическая проходимость – параметры геометрические характерные для автомобиля, они показывают возможности проезда по бездорожью, препятствиям и другим сложным участкам.
geometricheskaya-prohodimost-avtomobilya (3).jpg
Существует несколько разновидностей параметров, от которых зависит возможность проехать где угодно. Их разделяют на:
• базовые (дорожные);
• внедорожные.
geometricheskaya-prohodimost-avtomobilya (2).jpg
К базовым относят такие параметры:
• размеры по габаритам;
Это важный показатель, он влияет на многие параметры.
• ширина кузова машины;
• высота автомобиля;
Вместе они участвуют в расчете многих характеристик.
• длина транспорта;
• колесная база.
Эти показатели в наиболее сильно указывают на текущую проходимость. Еще зависят от них геометрические данные внедорожных качеств автомобиля.

Что влияет на геометрическую проходимость автомобиля

Проходимость транспортного средства определяется его геометрическими характеристиками.
geometricheskaya-prohodimost-avtomobilya (1).jpg
Сильное влияние оказывают:
• Под параметрами базы колесной подразумевают длину. Это промежуток между осями транспортного средства.
• Свесами называют расстояние от оси до конченой точки кузова автомобиля. Соответственно передний свес считается от передней оси до окончания бампера, задний аналогично для своей оси.
• Ширина колеи – считается, как расстояние между центральными точками колес у одной оси.
Также стоит учитывать ширину и высоту автотранспортного средства.

Основные параметры геометрической проходимости

Существует целый ряд показателей, которые гарантируют характеристики бездорожной подготовки серийной и не только машины. Все подобные особенности очень сильно воздействуют на поведение автомобиля на бездорожье. Чаще всего стоит разбирать 5 основных показателей:
• просвет (клиренс);
• угол съезда (сзади авто);
• угол въезда (передний свес);
• продольный проходимости угол (рампы угол);
• параметр опрокидывания.
Нужно понимать, что все технические нюансы могут влиять друг на друга. Крайне важно учитывать все эти особенности, если стоит задача доработать серийный автомобиль для трофи-рейда, или просто эксплуатации в сложных условиях.
geometricheskaya-prohodimost-avtomobilya (6).jpg
Разберем все эти данные более подробно, так как они по-разному влияют на бездорожную выносливость транспортного средства.
• Клиренс является расстоянием между нижней точкой на днище и землей. Если прочитать ГОСТ, можно увидеть, что там рекомендуется проводить замер в центральной точке дна машины. На практике многие элементы кузова и других узлов находятся ниже центра днища. Указывают клиренс от самой минимальной точки авто, а не от его центра. Параметр влияет на допустимую глубину колеи.
• Угол съезда – угол, образованный поверхностью, на которой размещен автомобиль и условной линией, которая проведена от нижней точки заднего свеса к пятну контакта для задних колес. На практике, этот параметр показывает наибольший угол подъема, куда машина сможет заехать при передвижении назад. Напрямую зависит от размера от земли до днища и показателя заднего свеса. Чем больше дорожный просвет и короче свес, тем угол будет больше.
• Угол въезда – аналогичен описанному выше параметру, только рассчитывается для передних колес и свеса. 
• Угол рампы – наибольший угол, который можно проехать, не дотронувшись препятствия днищем. Этот показатель рассчитывается от клиренса, но также на него влияет колесная база. Чем меньше эта база и выше дорожный просвет, тем допустимый угол больше. Сравним для понимания ситуации трех- и пятидверную версию LADA 4х4. У трехдверной версии угол рампы будет больше, так как база значительно меньше.
• Угол опрокидывания еще называют углом устойчивости поперечной в статике. Под этим понятием скрывается максимально доступный угол по продольной оси, на который можно повернуть автомобиль, не допуская его опрокидывания. В первую очередь на этот параметр влияет соотношение ширины и длины транспортного средства. Также может влиять центр тяжести и размер колеи. Чем ниже центр тяжести и меньше высота машины, тем больше допустимый угол опрокидывания.
Это основные параметры геометрии автомобиля. Но, есть и другие показатели не связанные с геометрией кузова, влияющие на проходимость машины. Стоит также их рассмотреть.
• Глубина проезжаемого брода. Тут все понятно, параметр демонстрирует возможность преодоления водных преград, причем учитывается допустимая глубина без появления любых неприятных последствий. Как правило, ограничителем является воздухозабор двигателя. Если в него попадет вода, она далее просочится в цилиндры и вызовет гидроудар, что приведет к необходимости капитального ремонта двигателя. У стандартных автомобилей воздухозабор находится под капотом, что ограничивает возможности на бездорожье. Внедорожники зачастую специально подготавливают, устанавливая шноркель, он выводит забор воздуха к крыше, позволяя избегать попадания в двигатель воды.
• Наибольший преодолеваемый уклон. Под этим понятием понимают уклон, на который транспортное средство может подняться без дополнительной помощи.
• Ход подвески. Расстояние, проделываемое колесом автомобиля от точки наибольшей разгрузки подвески, до ее полного сжатия. Считается только вертикальный путь. Для проверки этого параметра применяется диагональное вывешивание. Для этого автомобиль передним колесом загоняют на любое препятствие, добиваясь чтобы заднее колесо по той же стороне также оторвалось от земли. Другое переднее колесо будет находиться на грани отрыва от поверхности, то есть максимально разгружено. Вот разница в этом расстоянии у колес одной оси и будет являться ходом подвески. Также в таком положении можно проверить артикуляцию подвески, только замеряются параметры заднего и еще у переднего колеса по одной стороне.
Все перечисленные параметры оказывают сильное влияние на геометрическую проходимость любого транспортного средства.

Влияет ли геометрическая проходимость на проходимость автомобиля в целом

Несмотря на то, что существует много геометрических параметров активно влияющих на проходимость автомобиля на практике водители учитывают только следующие:
• клиренс;
• углы въезда и съезда;
• угол рампы.
geometricheskaya-prohodimost-avtomobilya (4).jpg
Как правило, для внедорожников и кроссоверов в описаниях используются только перечисленные показатели. Они хорошо демонстрируют характеристики проходимости.
Нужно учитывать, что проходимость геометрическая не всегда является определяющим параметром при определении проходимости. Немалое значение имеет наличие полного привода, а также его технические особенности. Значительно повышают внедорожные свойства межосевые и межколесные блокировки. Важно использовать специализированные покрышки. Для серийных автомобилей, в большей части случаев именно покрышки оказываются одним из важнейших факторов проходимости по бездорожью.

Возврат к списку