Как выбрать ТОСОЛ
В системе охлаждения автомобиля циркулирует специальная жидкость, которая способствует осуществлению различных задач. Предохраняет от перегрева смазочный состав в двигателе и коробке передач, снижает температуру выхлопных газов. В зимний период обеспечивает нормальную температуру в салоне, уменьшает срок прогревания мотора.
Тосол не вызывает коррозии металлических узлов, а его характеристики меняются в зависимости от использующихся присадок.
Главная функция тосола — отвод излишков тепла. Во время циркуляции в закрытой системе он нагревается, а попадая в радиатор, отдает тепловую энергию. После этого снова направляется к двигателю.
Эффективное охлаждение обеспечивается благодаря особым характеристикам продукта.
Другая опасность кроется в закипании воды при достижении 100°C, образовании паровых пробок. Это способно привести к неприятным последствиям в виде повреждения всех элементов системы (патрубков, радиатора, расширительного бачка). Не менее опасны коррозионные процессы для металлических элементов механизма автомобиля.
Появление известкового налета можно считать самым безобидным проявлением, но со временем отложения способны нарушить нормальную циркуляцию охлаждающей жидкости, снизить ее эффективность.
Отдельно следует сказать о присадках. Для этих целей используют неорганические, органические, силикатные и полимерные вещества.
В первую группу входят соли щелочных металлов: нитриты, нитраты, фосфаты, бораты, силикаты. Их содержание варьируется от 0,01 до 4 %.
Органические двух- и трехосновные карбоновые кислоты, а также их соли представляют вторую группу. Чаще всего применяют янтарную, адипиновую, декандионовую кислоту в количестве от 2 до 6 %.
Полимерные соединения на основе кремния отвечают за снижение пенообразования. Концентрация таких добавок составляет от 0,0006 до 0,02 %.
Изначально тосол имел синюю окраску. В настоящее время выпускается вариант красного колера. Нижней границей температурного интервала для первого вида считается 30°C. Красная жидкость способна работать при 40°C.
Отработанный охладитель меняет окраску, теряет исходную прозрачность. Потемнение или потеря интенсивности свидетельствует о выработке ресурса продукта.
Охладители зарубежного производства могут иметь другую окраску.
Зеленый цвет присущ гибридному составу, содержащему органические и неорганические присадки.
Карбоксилатный тип имеет красный колер. Он предотвращает коррозию металла благодаря присутствию карбоновых кислот.
Фиолетовая жидкость образует тонкую защитную пленку на металлических деталях. Это позволяет медленно расходовать антикоррозионные присадки.
Желтый или оранжевый оттенок имеют антифризы на основе пропиленгликоля.
Производители не рекомендуют смешивать разные марки охлаждающей жидкости, избежать этого также помогает цветная окраска. В смеси может начаться реакция, вызывающая выпадение осадка и ухудшение рабочих характеристик.
Толщина отложений порядка 1,2—2 мм заметно снижает охлаждающий эффект, а также увеличивает расход топлива в среднем на 10 %. Поэтому перед заливкой новой жидкости следует выполнить обработку системы специальными средствами, а затем дважды промыть чистой водой.
Но прежде необходимо слить отработанный продукт. Открывается отверстие в нижней части двигателя, через которое удаляют остатки средства. Процесс занимает несколько минут.
Заливку производят в расширительный бачок. На его поверхности установлен метка, указывающая оптимальный уровень тосола. Нежелательно наливать жидкости больше, чем нужно. Нагревание вызовет ее расширение, и излишки вытекут под капот.
Согласно рекомендациям тосол подлежит замене каждые два — три года или после пробега в 30—45 тыс. км.
Рекомендуется выполнить ряд тестов, чтобы определиться с необходимостью замены.
Наиболее простой вариант — воспользоваться специальными полосками. После смачивания она прикладывается к цветовой шкале, и делается вывод о степени пригодности жидкости, и возможности ее дальнейшего использования.
Показательной характеристикой считается плотность. Замеры производят при температуре 20°C. Стандартный показатель для тосола составляет 1,078г/см3.
Изменение цветовых характеристик (потеря яркости, мутность, рыжий оттенок) также подходит для контроля. Присутствие одного из признаков сигнализирует, что пришло время сменить охлаждающую жидкость.
Наличие в расширительном бачке пены, осадка, хлопьев, кусков известковых отложений, налета на боковых стенках в виде кашицы является признаком плохого состояния.
Чтобы не запустить ситуацию, рекомендуется периодически контролировать качество охладителя. Такой подход продлит срок эксплуатации транспортного средства.
Процесс добавления охлаждающей жидкости требует соблюдения следующих правил безопасности.
Что такое ТОСОЛ
Тосол представляет собой жидкий раствор, незамерзающий при низких температурах. Это свойство обеспечивается благодаря спиртовой составляющей. Название продукта состоит из аббревиатуры отдела, занимавшегося его разработкой и созданием, а также окончания, которое присуще спиртам: ТОС и ОЛ.Тосол не вызывает коррозии металлических узлов, а его характеристики меняются в зависимости от использующихся присадок.
Главная функция тосола — отвод излишков тепла. Во время циркуляции в закрытой системе он нагревается, а попадая в радиатор, отдает тепловую энергию. После этого снова направляется к двигателю.
Эффективное охлаждение обеспечивается благодаря особым характеристикам продукта.
- Сохранение жидкого агрегатного состояния даже при низких температурах.
- Отсутствие пены при интенсивной циркуляции.
- Стабильность состава в период хранения и эксплуатации.
- Высокие показатели теплоемкости и теплопроводности.
- Не закипает даже при значительных температурах (более 100°C).
Почему в систему охлаждения двигателя требуется лить специальную жидкость
Недопустимо заполнять систему охлаждения водой, пусть даже дистиллированной. Если летом такая замена еще как-то оправдана, то зимой жидкость просто превратится в лед. Результатом станет нарушение герметичности из-за разрыва трубок.Другая опасность кроется в закипании воды при достижении 100°C, образовании паровых пробок. Это способно привести к неприятным последствиям в виде повреждения всех элементов системы (патрубков, радиатора, расширительного бачка). Не менее опасны коррозионные процессы для металлических элементов механизма автомобиля.
Появление известкового налета можно считать самым безобидным проявлением, но со временем отложения способны нарушить нормальную циркуляцию охлаждающей жидкости, снизить ее эффективность.
Что входит в состав ТОСОЛа
В состав тосола входит ряд компонентов, которые придают ему разные свойства.- Гликоли (этиленгликоль, глицерин, пропандиол) понижают температуру замерзания и повышают точку кипения. Их массовая доля может составлять от 25 до 75 %.
- Дистиллированная вода отвечает за отвод тепла. Ее концентрация находится в пределах от 10 до 45 %.
- Красящие вещества добавляются в минимальном количестве (до 0,01 %). Цветной раствор легче визуально контролировать на предмет уровня и возможных протечек. Другая функция обеспечить быструю идентификацию продукта по температуре замерзания.
Отдельно следует сказать о присадках. Для этих целей используют неорганические, органические, силикатные и полимерные вещества.
В первую группу входят соли щелочных металлов: нитриты, нитраты, фосфаты, бораты, силикаты. Их содержание варьируется от 0,01 до 4 %.
Органические двух- и трехосновные карбоновые кислоты, а также их соли представляют вторую группу. Чаще всего применяют янтарную, адипиновую, декандионовую кислоту в количестве от 2 до 6 %.
Полимерные соединения на основе кремния отвечают за снижение пенообразования. Концентрация таких добавок составляет от 0,0006 до 0,02 %.
Разновидности ТОСОЛа
Существуют следующие виды тосола. Для обозначения разных марок используют буквенные символы.- Первая буква алфавита «А» присвоена продуктам, которые уже готовы для заливки в систему.
- Индекс «М» сообщает о присутствии в составе специальных добавок, модернизирующих его свойства.
- Концентрат легко узнать по букве «К». Его разводят дистиллированной водой до рекомендуемой концентрации.
Цвет
Цветовая характеристика помогает быстрее определиться с маркой охлаждающей жидкости. Окраска является предметом договоренности и не влияет на эксплуатационные характеристики. Спиртовая смесь вообще бесцветна, а добавка красителя необходима, чтобы предотвратить случайный прием состава внутрь.Изначально тосол имел синюю окраску. В настоящее время выпускается вариант красного колера. Нижней границей температурного интервала для первого вида считается 30°C. Красная жидкость способна работать при 40°C.
Отработанный охладитель меняет окраску, теряет исходную прозрачность. Потемнение или потеря интенсивности свидетельствует о выработке ресурса продукта.
Охладители зарубежного производства могут иметь другую окраску.
Зеленый цвет присущ гибридному составу, содержащему органические и неорганические присадки.
Карбоксилатный тип имеет красный колер. Он предотвращает коррозию металла благодаря присутствию карбоновых кислот.
Фиолетовая жидкость образует тонкую защитную пленку на металлических деталях. Это позволяет медленно расходовать антикоррозионные присадки.
Желтый или оранжевый оттенок имеют антифризы на основе пропиленгликоля.
Производители не рекомендуют смешивать разные марки охлаждающей жидкости, избежать этого также помогает цветная окраска. В смеси может начаться реакция, вызывающая выпадение осадка и ухудшение рабочих характеристик.
Как часто менять охлаждающую жидкость
С течением времени изменяются свойства жидкости для охлаждающей системы. Это проявляется в следующем:- уменьшение щелочности;
- увеличение пенообразования;
- изменение температуры замерзания;
- повышение риска разрушения металла под действием коррозии.
- Перегрев двигателя. Это в свою очередь скажется на расходе горючего и мощности транспортного средства.
- Образованием осадка на внутренних поверхностях грешат составы, включающие силикаты.
- Появление трещин в патрубках и бачке происходит из-за перепадов температуры в сильно разбавленных жидкостях.
- Эрозия кавитационного типа наблюдается на элементах системы при нарушении защитной пленки.
Толщина отложений порядка 1,2—2 мм заметно снижает охлаждающий эффект, а также увеличивает расход топлива в среднем на 10 %. Поэтому перед заливкой новой жидкости следует выполнить обработку системы специальными средствами, а затем дважды промыть чистой водой.
Но прежде необходимо слить отработанный продукт. Открывается отверстие в нижней части двигателя, через которое удаляют остатки средства. Процесс занимает несколько минут.
Заливку производят в расширительный бачок. На его поверхности установлен метка, указывающая оптимальный уровень тосола. Нежелательно наливать жидкости больше, чем нужно. Нагревание вызовет ее расширение, и излишки вытекут под капот.
Согласно рекомендациям тосол подлежит замене каждые два — три года или после пробега в 30—45 тыс. км.
Рекомендуется выполнить ряд тестов, чтобы определиться с необходимостью замены.
Наиболее простой вариант — воспользоваться специальными полосками. После смачивания она прикладывается к цветовой шкале, и делается вывод о степени пригодности жидкости, и возможности ее дальнейшего использования.
Показательной характеристикой считается плотность. Замеры производят при температуре 20°C. Стандартный показатель для тосола составляет 1,078г/см3.
Изменение цветовых характеристик (потеря яркости, мутность, рыжий оттенок) также подходит для контроля. Присутствие одного из признаков сигнализирует, что пришло время сменить охлаждающую жидкость.
Наличие в расширительном бачке пены, осадка, хлопьев, кусков известковых отложений, налета на боковых стенках в виде кашицы является признаком плохого состояния.
Чтобы не запустить ситуацию, рекомендуется периодически контролировать качество охладителя. Такой подход продлит срок эксплуатации транспортного средства.
Как выбрать ТОСОЛ на доливку
С течением времени постепенно происходит понижение уровня жидкости в расширительном баке. Это сказывается на качестве охлаждения. Поэтому важно отслеживать количество охладителя и вовремя доливать его до нужного объема. Важно выбрать тосол того же состава, и желательно от одного производителя.Процесс добавления охлаждающей жидкости требует соблюдения следующих правил безопасности.
- Доливку выполняют только после полного остывания системы, чтобы избежать ожога от контакта с парами.
- Автомобиль желательно установить под небольшим наклоном. Такое положение обеспечит более быстрый выход воздуха и предотвратит разбрызгивание состава.
- При свинчивании крышки стоит действовать предельно осторожно, чтобы постепенно сбросить избыточное давление.
- Тосол вливают тонкой струей, не перекрывая отверстие. Это позволит воздуху свободно выйти и избавит от проблем связанных с пробками.
- Доводят уровень раствора до максимальной отметки.
- Следующий шаг предусматривает запуск агрегата на холостых оборотах. Пяти минут будет достаточно, чтобы добиться равномерного распределения тосола.
- Если произошло резкое снижение уровня, снова доливают охлаждающий состав.
- Протирают капли жидкости с поверхности бачка, и завинчивают отверстие пробкой.