Кастор колес - что это и на что влияет


Что такое кастор (кастер)
Для начала приведем определение этого понятия.Кастор – угол между осью поворота колеса и вертикалью.

В подавляющем большинстве машин колеса не проворачиваются вокруг вертикальной оси. Но, они поворачиваются по слегка наклоненной от вертикали оси. Чтобы представить и понять, что это такое нужно встать рядом с автомобилем. Если провести две оси одну вертикальную через центр диска, а другую через фактическую ось поворота, это и окажется кастором.
На практике разглядеть этот угол невозможно. Он не превышает показатель в 10°. Чаще всего, показатель равен 2-5°. Этого вполне достаточно для оптимальной эксплуатации транспортного средства.
Гораздо проще заметить этот параметр на мотоциклах и велосипедах. У данной техники параметр полностью совпадает с углом вилки, а точнее с ее наклоном. Чем значительнее «завал», тем выше параметр. У чопперов этот показатель самый большой.
Виды кастора
Логически можно предположить, что кастор тут может иметь три показателя:• положительный;
• отрицательный;
• нулевой.
Рассмотрим подробнее, что означает каждый из этих показателей.

• Положительный. Наиболее распространенных вариант на гражданских автомобилях. Характеризуется заваливанием оси поворота назад. Такая геометрия позволяет значительно улучшить управляемость автомобиля.
• Нулевой. В этом случае ось расположена вертикально. Обычно подобную геометрию имеют грузовые автомобили. Это обеспечивает хорошую устойчивость, но вот управляемость на высоких скоростях ухудшается.
• Отрицательный кастор. Тут ось наклонена вперед относительно вертикали. Используется нечасто, в основном на тихоходных транспортных средствах.
Подбор угла зависит от многих технических особенностей автомобиля. Его инженеры очень тщательно рассчитывают, так как настройка очень сильно влияет на управляемость и устойчивость транспортного средства.
На что влияет
Остается разобраться, на что кастор влияет. Каждому водителю знаком эффект «самовыравнивания руля». Под этим понятием подразумевается возвращение колес к прямому положению при бросании руля. Именно за эту настройку управления и отвечает кастор. Наличие небольшого положительного угла позволяет эффективнее возвращать колеса в нулевое положение.
Правильно настроенный кастор оказываем немалое влияние на угол развала колес при прохождении поворотов. Положительный кастор меняет развал колес в отрицательную сторону, а вот отрицательный наоборот. Подобное решение также повышает управляемость, и увеличивает срок эксплуатации авторезины. Особенно сильно увеличивается управляемость на мокрой и скользкой дороге.