Каталог НАЗАД

Маркировки на шинах - какие бывают, что обозначают


Маркировки на шинах - какие бывают, что обозначают Большинство автомобилистов, обращало внимание на множество различных символов, которые размещены на боковом профиле автошины. Для многих автовладельцев, расшифровка маркировок на покрышке, остаётся не до конца решённой задачей, или вовсе - нерешаемой. Однако, нанесённые символы несут информационную нагрузку, которая является важной и может стать полезной при выборе резины. 
Покупателю предоставляется возможность подобрать колёса, максимально удовлетворяющие потребности. Например, при выборе резины для определённого сезона или характерных погодных условий. Предлагаем подробное ознакомление с расшифровкой каждого обозначения, нанесённого производителем на шину.
Среди разнообразия знаков, нанесённых на профиль покрышки, существует категория главных символов. Они несут в себе закодированную информацию, такую как:
  • организация-изготовитель;
  • бренд и модель изделия;
  • размеры шины;
  • параметр допустимой нагрузки;
  • параметр максимальной скорости;
  • характер предназначения;
  • степень защиты;
  • эксплуатационные характеристики и сезонность;
  • иные сведения.
Каждое значение из перечня, обязательно наносится на колесо при изготовлении в кодированном виде. Ведь если бы разработчики не пользовались кодами, а наносили сведения без шифровки, то места на профиле не хватило бы сделать описание и 2-3 параметров. А таких, наберётся не менее 2-х десятков. Разберём каждое конструкционное сведение о шине по порядку. 
Изготовитель. Название производителя сразу бросается в глаза, так как оно наносится на изделие большими буквами. Каждый разработчик желает, чтобы покупатель издалека видел его продукцию. Кроме наименования, на колеса наносятся легкоузнаваемые логотипы компаний, имеющий свою эксклюзивность. Вся информация легко читается. Поэтому, у покупателя не будет возникать вопрос, кем произведено данное колесо.
Бренд и модель изделия. Значительная часть производителей со стажем, располагают несколькими торговыми брендами. То есть, на одном заводе могут производиться покрышки различных марок. Кроме этого, каждый бренд располагает внушительным модельным рядом, что обеспечивает более широкий охват потребителей. Например, покрышка одной марки и модели, гарантировано будет иметь все популярные размеры колёс. Также, продукция разделяется на сезонность эксплуатации. Все эти особенности, заключаются в одном значении – модель, название которой находится рядом с наименованием изготовителя.
Размеры шины. Габариты покрышки, играют одну их ключевых ролей при эксплуатации машины. Размерность утверждается производителем транспортных средств. При этом, учитывается летняя и зимняя эксплуатация машины. Для примера, расшифруем популярное значение 185/55 R14. Первое обозначение 185 мм означает ширину профиля шины (протектора). Второе обозначение 55 – это высота профиля в процентном соотношении, ширины покрышки к высоте профиля. Оно высчитывается по формуле: 185 х 0,55 = 101,75 мм. 
Латинская буква R говорит о том, что речь идёт о радиальном размере (Radial), измеряемом в дюймах. А последняя цифра 14, это количество дюймов монтажного диаметра. Немногим ранее, предшественником радиального размера была диагональная величина, используемая повсеместно.
В некоторых случаях, после цифры 14 может стоять буква «С». Это обозначение даёт понять, что перед вами покрышка с повышенной грузоподъёмностью, используемая на коммерческом транспорте (Commercial или Cargo). Данные колёса эксплуатируются на микроавтобусах, грузовичках и трейлерах. Например, на эвакуаторах. При наличии такого обозначения, после буквы «С» будет стоять указатель грузоподъёмности. Он сформирован из двух чисел. Первое значение допускает нагрузку на одну шину, второе – на двухскатную пару.
Пример. Коммерческая шина 190/80 R16 104/102S (Fiat Ducato, г/п 1.8т). Значение индекса нагрузки «104», позволяет эксплуатацию микроавтобуса при полной загрузке 900 кг на одно колесо. А значение 102, равняется 850 кг на шину, при эксплуатации в двухскатной паре. Буква «S» - это индекс предельной скорости под нагрузкой, которая эквивалента 180 км/ч. (Об указателях предельных нагрузок и скоростей, будет описано ниже более подробно).          
*На рынке могут попадаться покрышки, где производитель не указывает процентное соотношение между протектором и профилем. Поделимся секретом, что отсутствие данного символа, означает размер по умолчанию в диапазоне 0,8-0,82. Если параметры значения менее 0,8, то это обстоятельство будет указано на боковом профиле с шагом 0,05.
Американские производители колёс, используют немного иную систему обозначения основных символов. Она хоть и напоминает стандартное определение параметров, но есть существенные отличия. Возьмём для примера следующие обозначение западной покрышки: 37/13.5 R16 113Q. Первая цифра говорит о внешнем диаметре шины, который составляет 37 дюймов. Следующее значение 13.5 – это ширина покрышки, также измеряемая в дюймах. То есть, Запад использует дюймовые величины, вместо метрических.
Таблица 1. Соотношение радиального размера покрышки легкового авто к ободу
Безымянный.png
Таблица 2. Соотношение радиального размера покрышки к ободу для малотоннажных грузовиков и микроавтобусов
1й.png
«*» - Отметка означает рекомендацию от производителей колёс. Если её нет, то значит размер носит допустимый характер.
Load Index - Указатель максимальной нагрузки на покрышку. Словосочетание даёт человеку понятие, о какой максимальной нагрузке идёт речь, обозначаемое далее в цифрах. Обращаем особое внимание на то, что сами числа не отображают тоннаж, а лишь являются зашифрованными носителями. Подсказываем, что приблизительную массу возможно вычислить, если разрешённую грузоподъёмность разделить на 4. Символы Load Index – всегда маркируется после размеров.
Таблица 3. Расшифровка указателя Load Index в весовом значении
Безымянный.png
Номенклатура значений подразумевает предельно-допустимую нагрузку на колесо. Символы тоннажа не имеют привязки, к какой-либо конкретной марке автомобиля и условиям эксплуатации. Стоит учитывать и тот факт, что шина не должна постоянно работать под критической нагрузкой. Производители рекомендуют ориентироваться на значение 80% от максимально допустимых. Для машин класса SUV или J (внедорожник), можно ориентироваться на соотношение 70% от максимальной нагрузки.
Эксплуатация на предельных значениях, способна повлечь разрыв шины. На скорости, такая ситуация, чревата серьёзными последствиям, которыми могут стать авария с опрокидыванием и летальным исходом.
*Во время приобретения покрышек, не стоит слишком перестраховываться запасом прочности. Чем крепче колесо, тем оно тяжелее. Лишний вес: снижает манёвренность автомобиля, увеличивает расход топлива и быстрее разбивает резинометаллические детали подвески и рулевого управления.
E1 — E48. Данное условное обозначение (маркируемое в кружке) предоставляет информацию о стране, где изделие испытали в соответствии со стандартом ECE (Economic Commission for Europe). Номер присвоен тем государствам, которые имеют техническую возможность определять кондицию товара.
Таблица 4. Коды государств, определяющие стандарт качества
Безымянный.png
Max Load - Предельная нагрузка. Это тоже величина допустимой грузоподъёмности на шину. Дублирует значение, описанное немногим выше. Отличительная особенность данной маркировки в том, что покупателю предоставляется информация в абсолютных значениях: кг или lb (фунты). Меры параметров, обозначаются в зависимости от страны изготовления. Напомним, что в 1 фунте чуть более 0,45 кг.

Указатель максимальной скорости. Эти данные зашифрованы в одной из букв латинского алфавита. Индекс маркируется после сведений о нагрузке и сообщает максимально-допустимую скорость при условии предельной загруженности на колесо.
Таблица 5. Обозначение индекса скорости и его расшифровка
Безымянный.png
Max Pressure - Предельное давление. Параметр является очень важным с технической точки зрения. Единица измерения будет проставлена в том значении, где была изготовлена покрышка. Всего возможны два варианта отображения измерений на профиле: кПа и PSI (американская мера, фунт х квадратный дюйм). Иногда, параметры могут быть нанесены совместно. Напомним, что одна техническая атмосфера равна 0,98 бар, что эквивалентно 14,223 PSI или 98,066 кПа.
M+S (M&S) - Тип покрышек. Буквенные символы информируют покупателей о том, что перед ними покрышка для эксплуатации по дорогам с грязным полотном. Литера «M» производная от слова Mud (грязь), а литера S означает Snow (снег). Страны Западной и Восточной Европы не страдают от заснеженных суровых зим. Погода в это время года балансирует у плюсовых температур и на дорогах образуется слякоть и сырость. Именно для таких условий и подходят шины с данным буквенным обозначением. Забегая вперёд скажем, что в странах Северной Европы и России, практичнее использовать арктический тип шин, более известный, как «шиповка».
Значок принадлежности к определённому сезону и дорожным условиям. Для информативного оповещения автолюбителя о типе приобретаемой шины, на профиле может стоять значок снежинки или капли дождя. Рядом с обозначением, с большой вероятностью, будут нанесены 2-3 латинские буквы. Они расшифровываются таким образом:
  • AS - что означает пригодность покрышек для любого сезона (All/Any Seasons);
  • AGT – перед вами всесезонная шина (All Grip Traction);
  • R+W – колеса для зимней дороги (Road + Winter);
  • Frost – исключительно зимний вариант;
  • AW – всепогодный вариант шин (Any Weather);
  • A/T – для эксплуатации при любом ландшафте (All Terrain);
  • M/T – назначение для грязного ландшафта (Mud Terrain).
Кроме того, на шинах можно встретить обозначение в виде арки, на котором изображается: солнце, снежинка, капля дождя или штрихи, имитирующие грязь. Все вместе, значения оповещают покупателя о характере эксплуатационных качеств колеса. Обращаем внимание, что у зимних покрышек более глубокий профиль, достигающий 4 мм, против 1,6 мм у летней резины.
Последний тип отличается жёсткостью, тем временем как мягкость протектора и множественные ламели, присущи зимнему виду шин.
Дождевая покрышка. В некоторых странах Европы, таких как Великобритания, за сезон выпадает множество осадков в виде дождя. Дабы исключить эффект аквапланирования, производитель предлагает специальный тип резины, с более результативным водоотводом. На таких колёсах, будет одно из соответствующих обозначений: Rain, Water, Aqua, Aquatred, Aquacontact. Иногда, информацию дублирует значок, в виде раскрытого зонта.
Назначение шин. Сведения о том, на каком транспорте должна эксплуатироваться резина, зашифрованы в буквенных обозначениях. Литера с информацией проставляется перед типоразмером изделия и выглядит таким образом:
  • Р – для легкового транспорта (Passenger);
  • LT – малотоннажные грузовички и микроавтобусы (Light Truck);
  • ST – изготовлено для прицепов (Special Trailer);
  • LRO – изготовлено для низкоплатформенных прицепов (Low Platform Trailer);
  • T – покрышка для краткосрочной эксплуатации, например, в запасном варианте (Temporary).
Дата производства. Каждое изделие маркируется в момент производства. Это важная информация для потребителя, дабы не купить просроченные колёса. Дело в том, что резина постепенно теряет свои свойства. Не рекомендуется покупать шины, произведённые 5 и более лет тому назад. Значок с датой из четырёх цифр изображён в виде овала. Первая пара цифр определяет номер недели выпуска, следующие две – год производства. Рассмотрим пример с обозначением даты «1617»: шина изготовлена в 2017 году, на 16 неделе, то есть в апреле месяце.
Индексы США. Западные изготовители оснащают свои изделия дополнительными тремя индексами. Они могут встретиться на профиле покрышки, после сведений о размере. Выглядят они следующим образом:
  • Temperature: A/B/C - Температурные режимы. В США, от Нью-Йорка до Калифорнии, температура окружающей среды имеет разные значения. Поэтому производитель информирует, для какой эксплуатационной температуры подходит колесо. Самым универсальным считается обозначение «А».
  • Traction: А/ В/ С – указатель тормозных качеств. Одна из трёх букв, означает степень сцепления с дорогой на мокром и скользком участке дороги при торможении. Индекс «А» занимает высшую квалификацию.
  • Treadwear (100-) – ресурс колёс. Цифра может быть от 100 и выше. Значение 100 эквивалентно 48 тыс. пробега в км. Приобретая такие колеса, автовладелец может приблизительно рассчитывать, сколько прослужат ему шины, ориентируясь на пробег.
Конструкционные особенности. Изготовитель шин, иногда делится информацией с потребителем, какие материалы применялись в процессе производства. Пометка может выглядеть так - TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD. В переводе это означает, что конструкция покрышки оснащена: 2-мя слоями полиэстера, 2-слойным стальным кордом и одним синтетическим кордом из нейлона.
Указатель изношенности. Благодаря этому индикатору, автовладелец может судить об износе своих шин. Данный указатель размещён в одном из углублений корда, недалеко от одной из надписей: TWID, TWI или DSI. Дабы облегчить поиск, направление к индикатору указывается стрелкой.
Шипы. Арктические покрышки оснащаются шипами, для лучшего сцепления с обледенелой дорогой. Сами же зацепы, могут быть выполнены в различной конфигурации и из разных материалов. Информацию об этом, производитель закодировал в буквенных обозначениях:
  • AD – шипы из алюминия;
  • SD – в конструкции шипа есть твердосплавный сердечник;
  • DD – Наличие алмазной стороны и прямоугольного внутреннего стержня;
  • OD – в конструкции шипов овальный внутренний стержень;
  • MD – шипы из полимерных материалов с твердосплавными сердечниками.
Цветовые отметки. Многим из вас встречались покрышки, с наличием разных цветовых отметок. Это не случайные капли краски, а заводские метки. Форма индикаторов может быть круглой или треугольной. Цветовая гамма состоит из: белого, жёлтого, красного и зелёного тонов. 
Красная отметка, в любой форме, проставляется на самой грубой поверхности боковой части. Монтируя такую шину на легкосплавный диск, по инструкции, следует совместить цветное обозначение с литерой «L» на ободе.
Белая отметка, в любой форме, указывает на самую мягкую часть боковой части изделия. Такое обозначение должно стоять в диаметральной противоположности от литеры «L» на легкосплавном ободе.
Желтая отметка, в виде треугольника, информирует о самом лёгком месте и несёт рекомендацию о совмещении со штуцером для накачки колёс.
Зелёные и другие цвета линий, наносятся радиально на протектор. Это обеспечивает удобство для кладовщиков, при складировании колёс в стопки по характеристикам покрышек. Кроме того, покупатель видит, что приобретает покрышки «с иголочки».
Сведения об антипрокольных свойствах. В борьбе за больший охват потребителя, изготовители шин стараются делать свои изделия более практичными. С лёгкостью нанесённые порезы и проколы, могут огорчить автовладельца и понизить рейтинг продукции. Поэтому, шины становятся более устойчивыми к внешним повреждения, а производитель указывает степень защиты на колесе. Таким образом, потребитель становится более информированным о приобретении.
Таблица 6. Маркировка защитных качеств у популярных производителей
Безымянный.png
При наличии таких обозначений, машина способна продолжать движение с повреждённым колесом, при значительно упавшем давлении или вовсе – спущенном. Примерная дистанция может составлять 50-150 км, в зависимости от модели покрышки. При этом, допустимый скоростной режим будет впечатляющим, позволяющий разгоняться до 80 км/ч. 
К защитным символам, могут быть добавлены иные обозначения о защите или её отсутствии, которые маркируются таким образом:
  • MFS – полная защита закраины обода (Maximum Flange Shield);
  • FR (RPB) – защитные свойства ободов (Flange Protector/Rim Protection Bar);
  • FB – отсутствие защитных функций для обода (Flat Base).
Цветовая гамма символов. При изготовлении колёс, на боковой профиль могут быть нанесены символы в различной цветовой гамме. Это может быть рекламный слоган, бренд или название производителя. После того, как краска со временем исчезнет, можно восстановить её, зная какого цвета она была. Кодировка цвета выглядит так:
  • OWL – буквы имеют белую окантовку (Outline White Letters);
  • BSW – буквы должны быть чёрного цвета (Black Side Wall);
  • VSB – зубчатая вертикаль (Vertical Serrated Band);
  • RWL – радиальный белый пояс;
  • ORBL – литеры чёрного цвета, приподнятые (Outlined Raised Black Letters);
  • RRBL – чёрные утопленные рельефные литеры (Recessed Raised Black Letters);
  • WSW – белый профиль;
  • BLK – черный профиль.
Иные практичные сведения. При изготовлении модельного ряда шин, учитывая его предназначение, производитель может оснастить продукцию дополнительной информацией. Иные сведения расширяют перечень характеристик покрышки. Маркировка и расшифровка таких значений, выглядят обычно так:
  • TUBELESS – информирует о принадлежности изделия к бескамерным шинам;
  • TUBE TYPE (ТТ) – покрышка для эксплуатации с камерой;
  • Made in - помимо названия изготовителя, на продукции может стоять информация о стране, где колесо сошло с конвейера;
  • Сторона установки. Ассиметричный протектор, регламентирует установку таких колёс в строгом следовании обозначениям. OUTSIDE – наружная сторона. INSIDE – внутренняя сторона;
  • Left / Right. Надписи подсказывают шиномонтажнику, на какую сторону автомобиля ставить колесо. Шины с обозначение Left устанавливаются с левой стороны машины, а Right – с правой;
  • Rotation. Направленный протектор регламентирует установку по направлению движения. К этому слову добавляется стрелка, показывающая направление вращения;
  • PR. Величина слоёв. Часто встречаемое обозначение у легковых шин, например, 4PR или 6PR. Последнее значение относится к изделиям средней усиленности. А если встретить 8PR, то перед вами шина для грузовичков, на которой также будет стоять соответствующая литера «С»;
  • XL. Резина имеет усиленную конструкцию (Extra Load);
  • Steel. Обозначает, что конструкция шины оснащена стальным кордом. При отсутствии такой надписи, изделие может содержать корд из текстиля или полимерных материалов;
  • All Steel. Корд и брекер выполнены из стали;
  • Plies: tread. Структура слоёв протектора;
  • Sidewall. Структура боковой части колеса;
  • DA/Secunda. Печать или штамп, информирующий о повреждении при производстве, но без утери эксплуатационных характеристик;
  • Green X/Reduces CO2. «Зелёная резина». Благодаря пониженному уровню сопротивления качению, автомобиль тратит меньше топлива, что сокращает выбросы в окружающую среду;
  • ND. Резина с направленным протектором (Non Directional);
  • NHS. Изделие для низкоскоростного транспорта (Non Highway Service);
  • SAG. Вездеходная резина (Super All Grip);
  • SUV. Резина для тяжёлых внедорожников и пикапов (Sport Utility VehiCles);
  • REGROOVABLE. Шины с возможностью восстановления протектора (нарезка);
  • RETREAD. Восстановленная резина на производстве;
  • Studless. Нельзя шиповать;
  • Studdable. Можно шиповать;
  • Studded. Резина должна быть ошипована;
  • DOT X0. Стандарт качества США (Department of Transportation);
  • ГОСТ/ТУ. Российские изготовители обязаны указывать сведения, согласно каким условиям была произведена продукция.
Следует учитывать, что среди производителей авторезины, могут использоваться индивидуальные обозначения, характеризующие эксплуатационные режимы и технологические нюансы в производстве. Эти сведения - настоящий эксклюзив. Ознакомится с ними, вполне реально на сайте производителя.
Рекомендуется оснащать своё транспортное средство резиной одного типоразмера, модельного ряда и от одного производителя. Потому как, внешне схожие шины, гарантированно обладают разными эксплуатационными характеристиками, что может привести к непредсказуемым последствиям.
Несколько советов, которых стоит придерживаться при желании произвести монтаж разной резины на машину:
  • не устанавливайте резину разной высоты профиля, например, низкопрофильные на переднюю ось, а стандартные – назад;
  • не стоит оснащать заднюю ось шипованными колёсами, а переднюю - нет;
  • не следует оснащать одну из осей более хорошей резиной, а на другой оставить «лысые» покрышки.
Таблица 7. Взаимозаменяемые типы покрышек
Безымянный.png
Варианты взаимозамены, помогут максимально точно подобрать покрышки, которые не сильно повлияют на заводские характеристики автомобиля. Резина гарантировано подойдёт к арке колеса и не будет задевать за внутренние части колёсной ниши. Обращаем внимание, что рекомендованный типоразмер шин, можно увидеть на табличке своего автомобиля, которая размещается на передней стойке дверного проёма или на пороге. Также, там публикуется информация о рекомендованном давлении в шинах.
Надеемся, что в материале был дан исчерпывающий материал на тему закодированных обозначений на автошинах. Возможно, представлена информация пригодится вам при выборе колёс, согласно требуемых запросов.

Возврат к списку