Стальные диски
Функциональность колеса не подлежит обсуждению. Ясно одно, без него машина никуда не поедет. Но материал изготовления и тип дисков значительно влияют на внешний вид автомобиля и его практичность. Рассмотрим такую разновидность колёс, как штампованные диски. Стальные обода всегда считались эталоном безопасности и надёжности. На что стоит обратить внимание, перед тем как выбирать необходимую модель штампованного диска и что означает его маркировка?
Особенности стальных штампованных дисков
Что из себя представляет штампованный колёсный диск? Это классический вариант обода, сочетающий в себе простоту производства и невысокую конечную стоимость. Автовладельцам с небольшими доходами и предпочитающим вести экономный образ жизни, специалисты рекомендуют приобретать стальные диски, нежели тратится на дешёвые легкосплавные аналоги.
Большинство автомобилей на автозаводах комплектуются именно штампованными ободами. Таким образом производитель удешевляет базовую стоимость выпускаемых машин. В некоторых случаях, невзрачный вид дисков могут скрывать под колёсными колпаками.
Технология и процесс изготовления стальных колёс достаточно прост: металлические листы раскраивают на заготовки – обода и сердцевины. Затем детали проходят процедуру формовки прессом и соединяются между собой сварочными швами.
Некоторые модели изготавливаемых дисков окрашивают методом электрофореза. Для охлаждения тормозных узлов, во всех сердцевинах высверливаются отверстия по периметру, обеспечивающие изделию аэродинамические качества.
Из какой стали изготавливают «штамповки»? До 1980-го года, для производства колёсных дисков все изготовители использовали низкоуглеродистую сталь марки 10 или 15. Причём в ободе и сердцевине используется разная марка стали. В 21 веке, некоторые компании продолжают изготавливать «штамповки» из низкоуглеродистых сплавов.
Современные технологии позволили расширить круг материалов. Соответственно выросло количество производителей, которые применяют в производстве низколегированные стали: 10ЮА, 15ЮА, 08ГСЮТ(Ф), 07ГФЮ. Стоит добавить, что в ограниченном количестве налажен выпуск дисков из легированных сталей.
Ознакомиться с моделями и ценами на стальные штампованные диски вы можете в нашем каталоге. Если возникнут вопросы, то звоните и наши специалисты дадут бесплатную консультацию.
Преимущества стальных автомобильных дисков
Стальные штампованные диски имеют ряд преимуществ перед своими аналогами. Среди основных плюсов можно выделить следующее:
- Низкая стоимость, которая в 2-3 раза меньше чем у легкосплавных колёс того же размера;
- Способность металла к деформации, что позволяет гасить силу удара;
- Высокая ремонтопригодность, повреждённый диск можно отремонтировать самостоятельно или в шиномонтажной мастерской.
Какими недостатками обладают штампованные диски
Основным недостатком штампованного диска является его вес. Он гораздо тяжелее литого аналога. Следствием чего, происходит сокращение срока службы деталей подвески и снижается комфорт передвижения.
Следующее, что делает «штамповки» мене популярными – скучный внешний вид. Но это возможно исправить при помощи колпаков, которые время от времени теряются. И последний отрицательный мотив – это коррозия. Диск постоянно находится в агрессивной среде, регулярно повреждается и начинает ржаветь.
Особенности ухода за стальными дисками
Стальные «штамповки» покрываются порошковыми эмалями или двухкомпонентными акриловыми красками. Соблюдение норм технологического процесса, позволяет противостоять абразивному воздействию долгое время. Это связано с качественной полимеризацией и отсутствием пор в процессе испарения растворителей.
Коррозия появляется на повреждённых участках покрытия, где сталь осталась без защиты. Первые царапины диски могут получить на шиномонтаже. Именно здесь велика вероятность нанести повреждение ободу при установке шин. Далее, в процессе эксплуатации диск будет подвержен ударам и притираниям о поребрик.
Царапина или скол быстро покрываются ржавчиной, так как начинается процесс окиси стали. Пористая ржавчина распространяется по окружности. Если не остановить процесс, через некоторое время весь диск покроется ржавчиной, а защитное покрытие отслоится.
Если диск получил повреждение, не стоит ждать пока начнётся процесс окисления. Сделать ремонт возможно самостоятельно:
- зачистить повреждённый участок наждачкой (Р 80/120/180) или корщёткой;
- обезжирить ремонтную поверхность растворителем № 646/647;
- нанести один слой аэрозольного эпоксидного грунта;
- покрыть ремонтный участок краской для дисков в два слоя.
В качестве профилактики следует чаще мыть колесные обода. Особенно мытьё актуально в зимний период. В это время дороги покрывают противоскользящими реагентами, что наиболее критично для повреждённых металлических поверхностей, так как в составе реагентов много соли. Для дополнительного ухода, можно использовать защитные средства для дисков.
Правила подбора стальных дисков для автомобиля
Для правильного подбора штампованного диска предстоит ознакомиться с его устройством и параметрами.
Характеристики указаны на ободе и содержат следующие значения:
- диаметр и ширина обода;
- количество монтажных отверстий и диаметр их размещения;
- регламентированный вылет колеса;
- диаметр ступичного отверстия.
Кроме обозначений на ободе, данные характеристики указаны в специализированных каталогах и в инструкции по эксплуатации автомобиля в таблице с техническими данными.
Посадочный диаметр
Посадочный или монтажный диаметр диска – это высота обода для установки шины. Монтажный диаметр обозначается в дюймах и имеет нумерацию: 13/14/15… Автомобилисты чаще называют его - радиус диска. Подбирая шины для своего авто, покупатель должен знать этот размер. В противном случае покрышки будут малы или наоборот – велики. Для легковых автомобилей, величина монтажного диаметра варьируется от 13 до 21 дюйма.
Ширина диска
Ширина диска измеряется в дюймах. За основу взята посадочная ширина для покрышки. Размер снимается с внутренней стороны бортовых закраин обода. Зная параметр ширины диска, можно подбирать шины по профилю. Этот параметр имеет возможные отклонения, таким образом допускается отступать от установленной ширины на 0,5-1 дюйм. Но это правило не касается низкопрофильных шин.
PCD – крепежные отверстия
Обозначение PCD – это количество крепёжных отверстий для болтов или шпилек, а также диаметр окружности центров всей группы крепёжных отверстий. Данный параметр должен неукоснительно соблюдаться при выборе дисков. Если игнорировать это правило, то купленные «штамповки» не подойдут к ступице автомобиля. Даже небольшое отклонение от нормы в 1-2 мм не позволит установить колесо. Подобрать диски по параметрам разболтовки, и диаметру PCD помогут специалисты шинных центров.
Форма крепежных отверстий
Форма крепёжных отверстий идеально ровная. Бывшие в употреблении диски имеют развальцовку этих мест от длительной эксплуатации в виде эллипса. Посадочное место для болта выпуклой формы. Это обуславливается тем, что после затяжки колеса, выпуклая сторона выполняет роль гравера и препятствует произвольному откручиванию крепежа.
Диаметр центрального отверстия
Диаметр центрального отверстия обозначается, как «DIO». Это посадочное место сердцевины и его величина измеряется в миллиметрах. Окружность должна соответствовать ступичному выступу на автомобиле, иначе диск не сядет в посадочное место. Допускается увеличенный размер «DIO», но в этом случае рекомендуется использовать проставочные кольца.
Вылет диска
Вылет (вынос) диска измеряется в миллиметрах. Этот параметр означает, насколько обод утоплен в колёсную арку автомобиля или выдвинут наружу. Вылет рассчитывается от центральной оси диска (по ходу движения) до его внутренней сердцевины.
Каждый производитель автомобиля устанавливает необходимое значение выноса колёс. Его значение может быть превышено на +/- 5 мм. Это не повредит узлам подвески и управления транспортного средства.
Если автовладелец захочет установить диски с большим отклонением от нормы, то в этом случае следует примерить колёса на автомобиль. Потому что есть вероятность задевания покрышек за арки колес или внутренние части кузова, особенно при повороте.
Стоит отметить, что установленные колёса с нарушением регламента изготовителя автомобиля, могут повлиять на устойчивость транспортного средства. Кроме этого, выступающие шины будут закидывать грязь на боковые поверхности кузова, выбивая лакокрасочное покрытие.
Хампы
Хампы (hump) – кольцевые выступы или подкаты. Обозначаются «Н2» и расшифровывается как – диск, оборудованный хампами с двух сторон. Эти выступы необходимы для фиксации бескамерных шин на диске. Благодаря подкатам, воздух в баллонах не выходит наружу при эксплуатации.
Также встречаются и другие обозначения:
- Н – хамп оборудован с одной стороны обода;
- FH – выступ имеет плоскую форму (Flat Hump);
- АН – подкат ассиметричной формы (Asymmetric Hump).
Правила подбора шин к дискам
Особенности подбора шин к диску заключается в следующем. Различные производители автомобилей указывают в технической документации два типоразмера шин, допускаемых к установке на автомобиль. Но первыми указываются шины, которые наиболее подходят для транспортного средства.
Подбор шин к дискам можно сравнить к приобретению обуви для человека. Неточный размер и владелец вынужден испытывать дискомфорт, моральные и материальные потери. Несоответствие выбранных покрышек приводит к негативным последствиям:
- Ухудшается управление, так как контакт резины и дорожного полотна не соответствует норме;
- Повышается износ проектного профиля и ухудшается сопротивление силовому уводу шины.
Чтобы избежать неприятных последствий, следует подбирать покрышки согласно техническим рекомендациям изготовителей автомобилей. Допускается использовать данные каталогов для подбора шин и дисков.
Что надо выбирать первым: шины или диск? Ответ на этот вопрос очевиден. Первым делом подбираются диски по соответствующим размерам ступицы автомобиля. Затем приобретаются шины, согласно параметрам обода.
Какие бывают параметры и что учитывается при подборе шин к диску? Для приобретения покрышек для дисков следует знать технические характеристики обода. Они обозначаются на диске и в виде латинских букв:
- R — диаметр обода (измеряется в дюймах);
- J — ширина обода измеряется (в дюймах);
- Н – кольцевой выступ или подкат (НАМР);
- Т – индекс максимальной нагрузки на колесо.
Представленных данных будет достаточно чтобы подобрать для своих дисков необходимую резину. Автомобилисты со стажем рекомендуют приобретать штампованные диски для зимнего периода, с эксплуатацией шипованных покрышек.