Электронный ПТС - что это, какие данные отражает, особенности перехода
Несмотря на неоднократные переносы, ЭПТС начали выдавать с начала июля 2018 года. До сих пор в странах Таможенного союза не полностью готовы к переходу, переходный период продлится до 1.11.2019. Указано дополнением к законам, регламентирующим регистрацию транспортных средств.
Фактически электронный паспорт транспортного средства не сильно отличается от привычного бумажного документа. Основное отличие – нет бумажного варианта, информация хранится в базах данных. Информация появляется в момент регистрации там ТС, документу присваивается уникальный номер. По закону ЭПТС создается не позже окончания суток с момента внесения данных.
Что такое ЭПТС
В основе создания ЭПТС лежит решение коллегии Евразийской комиссии экономической. Порядок работы и оформления одинаков для участников ЕАЭС. Допускается наличие собственных правил в каждом государстве, требования должны совпадать. Допускается расширять, дополнять закон.
Для РФ регулирующим документом является «постановление от Правительства РФ от 5 октября 2017 года №1212». Рассмотрим информацию, которая отмечается в ЭПТС подробно.
Для начала разберем номер, он состоит из пятнадцати символов.
-
Первая цифра обозначает тип документа. Предлагается три варианта. 1 – для ТС, 2 – обозначение шасси, 3 – указывает самоходные машины.
-
Со вторую по четвертую цифру указывается код страны, для России 643.
-
Пятый символ является резервным, на данный момент имеется только одно значение – «0».
-
Шестая позиция указывает основание для создания документа. Три позиции. 1 – новый документ, 2 – ввоз транспортного средства, 3 – ТС было зарегистрировано ранее.
-
С седьмого по четырнадцатый символ – уникальный, порядковый номер ПТС.
-
Последний пункт – контрольное число.
В документе более сотни пунктов. Позволяет подробно расписать историю и данные по конкретному средству. Указываются номерные данные автомобиля, они полностью повторяют данные обычного бумажного ПТС. Указываются необходимые для контроля инфоданные самого документа.
Имеется отдельный блок, показывающий содержимое ОТТС. Позволит гарантированно показывать наличие одобрения автомобиля для эксплуатации. Указываются технические характеристики транспортного средства.
Обязательно указываются параметры:
-
наличие тахографа;
-
установка ГЛОНАСС;
-
данные о растаможке;
-
уплата сбора утилизационного;
-
регистрация;
-
прочие информационные данные.
Это стандартные пункты, обязательные для всех стран-участников договора.
Если брать Россию, тут список данных может несколько расшириться. Пока эти данные необязательны, отмечаются по желанию, большая часть информации будет все же обязательной.
Вот о чем идет речь:
-
прохождение техосмотра;
-
ремонтные действия;
-
тех. обслуживание;
-
наличие ограничений;
-
страховые случаи;
-
страховка;
-
ДТП.
Стоит учитывать, что данные, которые относятся к лицу, владеющему автомобилем могут указываться с разрешения. Внесение данных происходит на основе добровольной.
Информация о предыдущих собственниках вносится только если есть разрешение. В противном случае указывается только, что автомобиль имел другого владельца с одной даты по другую. Всю информацию вносят только представители уполномоченных организаций. Если при переоформлении транспортного средства на нового собственника предыдущий не даст своего согласия на сохранение персональных данных, они удаляются. Удаление происходит в момент передачи прав собственности.
Обязательно в документ вносятся данные о причине смены собственника. Новинка заключается в указании стоимости автомобиля при его продаже. Также обязательно указывается текущий пробег, предполагается, что значительно осложнит жизнь перекупщикам.
У ГИБДД по-прежнему остается вся информация о текущем владельце транспортного средства. Но, теперь к этой базе будет упрощен доступ представителям налоговой, которые смогут без дополнительных запросов проверять актуальность налоговой базы. Также теперь ФССП сможет накладывать ограничения на транспортное средство, ранее было проблематично и требовало взаимодействия приставов с представителями дорожной инспекции.
Возникает вопрос, кто сможет получить все данные из этого документа. Полностью информацию смогут получить только государственные органы, и то только некоторые из них. Изготовители, а также госструктуры, не допущенные до внесения изменений в базу, смогут только проверить наличие госрегистрации транспортного средства, а также все внесенные в документацию изменения.
Возникает вопрос, а как информацию сможет получить рядовой пользователь, и в каком объеме она будет ему передаваться. Тут нужно уточнять, что проще посмотреть данные владельцу. Он может создать запрос и получить данные через:
-
Сайт АО «Электронный паспорт»;
-
МФЦ;
-
Госуслуги.
Все данные предоставляются полностью бесплатно.
Прочие заинтересованные лица могут получить данные только через ресурс АО «Электронный паспорт». Для получения информации нужно будет знать VIN или номер ПТС. Этого будет достаточно, чтобы получить информацию. Платить за доступ к данным не нужно. При этом, никаких сведений о текущем или предыдущих собственниках заказчик не получит. Передаются следующие данные:
- факт существования этого транспортного средства;
- текущий статус ПТС;
- количество собственников;
- зафиксированные данные о ДТП;
- обременения и наличие ограничений на регистрационные действия.
Никакой опасности для хранящихся данных нет. Система имеет сертификаты безопасности самого высокого уровня. Поэтому, при необходимости можно безопасно размещать свои персональные данные. Обычно требуется при сдаче транспорта в лизинг или аренду. Тогда в отдельном разделе указываются данные человека или организации, которая пользуется автомобилем. В случае проблем все претензии направляются именно ему.
Статусы ЭПТС
-
Незавершенный. Присваивается машине, только сошедшей с конвейера или ввезенному на территорию РФ. Основное требование для присвоения такого статуса отсутствие выплаченного утилизационного сбора, как только его выплачивают автомобиль, получает другой статус.
-
Погашенный. Выдается транспортным средствам, которые предназначены для доработки. К примеру, речь может идти о шасси для автокрана или другой спецтехники. Как только переделка будет завершена и технику примет комиссия, она получит полноценный статус.
-
Аннулированный. Присваивается в случае, если в ПТС допущена серьезная ошибка. В этом случае документ признается недействительным. Также может появляться, если есть признаки мошенничества или подделки VIN. Если причины появления статуса будут устранены, он будет изменен на «действительный».
-
Утилизированный. Эту метку получает ЭПТС после того, как собственник подал заявление об утилизации транспортного средства. Соответствует старому «снятию с учета».
-
Действительный. Является полностью разрешающим эксплуатацию ТС документом.
По заверениям чиновников система позволит создать эффективный контроль достоверности данных о транспортных средствах на территории Евразийского союза. Эта наднациональная надстройка даст возможность эффективного обмена информацией, что снизит риски мошеннических и других противоправных действий.
Кто создает ЭПТС и может его изменять
Существует реестр организаций, которые уполномочены вносить в действующие ЭПТС изменения, а также создавать новые документы. Сюда относят государственные органы и компании-производители. В каждой стране определяется орган, который контролирует создание и работу базы. В нашей стране таким органом является Минпромторг.Стоит перечислить организации, которые могут вносить в документы изменения:
-
органы ГИБДД;
-
таможенные службы;
-
налоговики;
-
органы сертификации;
-
организации, выдающие ОТТС и СБКТС;
-
дилеры.
Все перечисленные органы смогут выдавать ЭПТС, а также вносить необходимые изменения в действующие документы.
В нашей стране могут получить доступ и другие организации. Будут следующие органы:
-
кредитные организации, при наличии залоговых обязательств;
-
органы МВД, занимающиеся розыском;
-
ФССП.
Собственно, из частных компаний доступы получат дилеры, значительно упростит процесс реализации автомобилей. Причем не только произведенных, но и взятых по программам трейд-ин. Также важным нововведением будет доступ к базе кредитных организаций. Тут открывается возможность оперативного наложения и снятия залоговых ограничений. В результате значительно снизится риск приобретения «кредитного автомобиля».
На данный момент администратором общей базы и национальным российским оператором является организация АО «Электронный паспорт». Именно эта компания является разработчиком системы в России и территории Евразийского союза. На всей территории нашей страны, только она отвечает за внедрение и функционирование ЭПТС.
Важно! Все организации, которые допускаются к редактированию и созданию документов должны иметь квалифицированную цифровую подпись.
Все данные по страховкам, ДТП и другим значимым событиям, предполагается, что будут предоставляться прочими организациями. В список входят:
-
страховые компании;
-
пункты техосмотра;
-
дилеры;
-
сервисы.
Они могут получать информацию по запросу, а также передавать ее национальному оператору. Никаких значимых действий с ПТС они производить не смогут.
Цена вновь оформляемого ЭПТС нового автомобиля 250 рублей. Предполагается, что эти расходы в качестве операционных примет производитель. Но, придется заплатить, если вы, как частное лицо ввозите машину или другую технику для своего личного пользования. Замена бумажного документа на современный электронный стоит 600 рублей.
Как происходит смена собственника?
Еще один важный вопрос, как будет переоформляться автомобиль при купле-продаже. Первые данные о новом собственнике вносятся уполномоченными органами в момент создания документа ЭПТС. При этом, должно быть документальное, юридическое обоснование этого факта. Должен быть договор, а также акт передачи ТС.В дальнейшем данные о новых собственниках могут вноситься непосредственно оператором. Требуется документальное утверждение передачи ТС. Также изменения могут вноситься после заявлений следующих госорганов и уполномоченных организаций:
-
суд любых инстанций;
-
ФССП;
-
кредитные организации (банки);
-
органы соцзащиты населения;
-
залоговые учреждения.
Передаются все данные только на основании двухстороннего соглашения. Передача производится через сеть общую Интернет, и только по каналам специально защищенным.
Допустим у вас автомобиль, который уже имеет электронный ПТС. В этом случае достаточно сообщить о продаже оператору. Как вариант можно посетить ближайший МФЦ и оставить там заявление, на его основании специалисты центра передадут эту информацию в систему. Также о смене собственника должен будет сообщить и покупатель. Он уточняет, что автомобиль получен, и претензий к продавцу нет.
Предполагается, что внесение изменений будет указано, как дополнительная услуга.
При переоформлении посещать ГИБДД потребуется только для получения «свидетельства о регистрации». Также добровольно при необходимости смены номерных знаков.
Как подтверждение регистрации ТС собственнику выдается электронная выписка из базы данных. Процедура полностью совпадает с получением электронного ОСАГО. При желании выписку можно распечатать.
Если необходимо оформить ЭПТС организации, которая занимается этим потребуется квалифицированная цифровая подпись. Для подтверждения данных могут использоваться:
-
ФГИС ЕСИА;
-
реестры ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
-
данные платежной системы «Мир»;
-
реестры ЕГРН и ЕРЗЛОПС.
Что будет с бумажными ПТС
Заменять бумажный документ на современную версию в принудительном порядке никто не станет. Если у вас имеется уже действующий документ, он будет действителен до момента окончания срока использования. Если будет совершаться купля-продажа, бумажная версия будет действительна пока там не закончится место для новых владельцев. Только тогда произведут замену. Также можно обменять ПТС по собственному желанию.
Первыми ЭПТС получат только выпущенные автомобили или ввозимые после 1 июля 2018 года. На вторичном рынке замена будет производиться постепенно, по мере движения автомобилей от владельца к владельцу. Тут стоит помнить, что каждый ПТС имеет место только для шести собственников, при окончании места на бланке, он будет заменяться ЭПТС.
С 1 июля 2018 года бумажные ПТС не выдаются.
Важно понимать, что нельзя одновременно иметь два документа (бумажный и электронный) на один автомобиль. Если вы меняете по какой-либо причине бумажный ПТС, вы сможете получить только электронную версию.
Когда начнут выдавать ЭПТС
Первоначально предполагалось, что выдача начнется в 2016 году. Но, по ряду технических моментов этого не произошло. С 1 июля 2017 года началась обкатка системы, в этот период ЭПТС можно было получить добровольно, при этом сохранялся и бумажный бланк.С 1 июля 2018 года можно получить только электронный ПТС. Бумажные версии документа больше не выдаются.
Кто готов к переходу
Отделения ГИБДД не получили бумажные бланки из расчета на вторую половину 2018 года. Инспекторам в любом случае пришлось привыкать к новой системе. Сбоев вроде бы не происходило, по крайней мере об этом не было слышно.
Крупных проблем с таможней и другими органами вроде не происходило. Налоговая служба на данный момент о работе с системой не сообщала. Приставы быстро взяли в оборот данную базу. Было создано приложение, которое по номеру автомобиля проверяет наличие долгов у владельца.
Польза автолюбителям
Напоследок давайте рассмотрим, какие положительные моменты ожидают владельцев транспортных средств.-
Потерять ПТС невозможно. Вам не придется тратить время на его восстановление.
-
Можно получать информацию о регистрационных действиях и обременениях очень быстро. Важно при покупке автомобиля.
-
В ЭПТС можно вносить неограниченное количество собственников, его не придется менять через какое-то время.
-
Возможность оперативно получать все данные об истории автомобиля. Позволит избегать приобретения машин с темным прошлым.
-
Можно вносить дополнительные сведения в ПТС.
-
Количество организаций, способных изменять документы минимально, снижается риск ошибок и приписок. В отличие от старого варианта на бумаге, тут невозможна подделка.
В результате владельцы получат современный инструмент, который будет значительно облегчать жизнь.