Мерседес запустил завод в России
Появилась информация, что Mercedes-Benz построит новый завод в Подмосковье. Давайте разберемся, зачем концерну новая заводская площадка в Подмосковье, какие модели планируется выпускать, какие преференции ожидаются от властей. А также будут ли отечественные «Мерины» дешевле импортных.
Почему именно в Подмосковье?
Для начала стоит отметить, что немцы изначально рассматривали несколько площадок. Среди прочего рассматривалась возможность строительства в следующих городах:
-
Калуга;
-
Казань;
-
Санкт-Петербург;
-
Тула;
-
Владимир.
Несколько позже появилась информация о возможном производстве в Набережных Челнах, а точнее на мощностях завода КамАЗ. Постоянно циркулировали слухи, что будут выкуплены площадки «Автотор» (Калининград) и ЗИЛ (Москва), благо там практически все готово к запуску производство, особенно на калининградских площадках.
Как результат немецкий концерн решил строить автозавод с нуля, причем в Подмосковье. На вопрос почему, было принято именно такое решение Маркус Шефер, как представитель правления Mercedes-Benz, отметил, что в том же СПб, различных автомобильных производств довольно много, что может привести к утечке кадров, на обучение которых тратится довольно много средств.
! Инвестиции в образование сотрудников у «Даймлер» действительно значительны.!
Концерну хочется сохранить все кадры именно у себя. К тому же Подмосковье на фоне других регионов выглядит более привлекательно за счет хорошо развитой инфраструктуры.
Пресс-служба концерна Mercedes-Benz RUS, ответила журналистом примерно следующее. «Открытие завода в Московской области, полностью взвешенное и стратегически верное решение одного из крупнейших мировых автопроизводителей. Для принятия этого решения проводились качественные и количественные исследования. Московская область имеет положительную характеристику, обладает неплохой материально-технической базой, тут имеется достаточное количество квалифицированных кадров, а также столица находится поблизости, что также важно.»
Что и как там начали собирать?
На данный момент все «Мерседесы» в нашей стране производятся по полному циклу. То есть на предприятии имеются:
-
кузовной цех;
-
покрасочный цех.
Самым первым автомобилем, который был выпущен новой заводской площадкой оказался седан E-Class. В самое близкое время предполагается что в Московской области начнут сборку внедорожников и кроссоверов:
-
GLE;
-
GLC;
-
GLS.
По планам автопроизводителя, предполагается, что мощность нового завода достигнет 20–25 тысяч автомобилей за год. Руководство предприятия заявило, что на максимальную мощность площадка сможет выйти уже буквально в самые ближайшие месяцы.
В то же время Daimler не будет выпускать в нашей стране свой флагман — седан S-Class, также не будет производства внедорожной модели Gelandewagen. Эти автомобили продолжат импортировать из европейских стран. Также по некоторым данным, импортировать будут модели:
-
седан C-Class;
-
хэтчбек A-Class.
Фонд развития промышленности положительно отнесся к решению немецкого автопроизводителя наладить производство в нашей стране. «Производство такого уровня всегда имеет потребность в высококвалифицированных кадрах, разбирающихся в электронике, робототехнике, мехатронике и прочих современных направлениях. Компания планирует обучать специалистов самостоятельно, в том числе и на предприятиях, работающих в других странах. Такой подход значительно увеличит качество знаний и навыков отечественных инженерных специалистов. До сих пор в нашей стране не производились транспортные средства такого класса, с максимально высоким уровнем локализации.
Mercedes станет дешевле — это правда?
Водители ожидают, что выпускаемые в России автомобили «Мерседес» будут дешевле в сравнении с привозными. На самом деле это беспочвенные ожидания. Пресс-служба концерна, заявила, что на цену локализация не влияет. Стоимость зависит от предложения, спроса, политики и действий конкурентов, а также некоторых других факторов.
Получается, что никакого снижения цен не будет. Немцы планируют снять «сливки» с предприятия по полной. С одной стороны, это понятно, в последние годы мировой рынок автомобилей лихорадит, и планировать инвестиции на много лет вперед становится менее перспективно. На первый план выходит быстрая оборачиваемость инвестиций.
При этом, по статистике спрос на машины Mercedes в Российской Федерации в последние годы был довольно стабильным, даже с учетом роста цен. Только за 2018 год по информации предоставленной АЕБ (Ассоциация Европейского Бизнеса) в нашей стране продали 37788 легковых машин этой марки. Подобная цифра на 3% выше, чем в предыдущем году (36808 экземпляров). Если сравнивать с более ранним периодом, то до кризиса, а точнее в 2012 году в России за год продали 37436 машин, то есть примерно столько же. Все перечисленное говорит о весьма стабильном спросе и популярности «Мерседес».
Основным плюсом для населения Подмосковья станут рабочие места. Причем завод высокотехнологичный, что не только дает повышенные требования к квалификации рабочих, но и дает возможность людям обучаться за счет европейского автопроизводителя.
Зачем вообще «Мерседесу» понадобился завод в России?
Многие задаются вопосом, а зачем концерну это нужно. Все достаточно просто, немецкий автопроизводитель планирует принимать участие в государственных тендерах.
На данный момент «Мерседес» более пяти лет не имеет доступа к тендерам. Похоже это одна из важных причин, по которым было принять решение строить завод в нашей стране. Начиная с 2014 года, действует постановление правительства, сильно ограничивающее закупки госструктурами машин иностранного производства. В тендерах на поставку транспортных средств, могут принимать участие строго компании и заводы, которые имеют подписанное соглашение о промышленной сборке.
Применение специального национального режима в государственных закупках, является одним из механизмов, позволяющих давать возможность отечественным производителям получать дополнительные заказы. При этом, такой режим не противоречит правилам ВТО (Всемирная торговая организация). После запуска завода, «Мерседес» получает статус компании, которая производит свои автомобили на территории Российской Федерации.
Вот что сказала по этому поводу Вильгельмина Шавшина, являющаяся руководителем отдела практики регулирования внешнеторговой деятельности юридической компании DLA Piper. «Так как такое решение позволяет проводить логистическую оптимизацию, производство в России — экономически выгодная инвестиция. Тут еще нужно вспомнить о девальвации рубля, что также играет в плюс немцам. Также появляется возможность получения статуса российского автопроизводителя, дается этот статус на три года. Все это позволит концерну получать налоговые льготы. Также возможет доступ к государственным субсидиям, которыми поддерживают автопроизводителей.»
Вероятно, есть интерес и у российских чиновников, которые не против эксплуатировать служебные «Мерседесы». Возможно этот фактор был дополнительным во время обсуждения и принятия решения о заключении дополнительных соглашений с производителем.
Что еще получит Mercedes
На самом деле «плюшек» немецкий автоконцерн получит немало. В частности, правительство, предоставит компании льготный налоговый режим. Это своеобразная плата за инвестиции. Также предполагаются другие виды государственной поддержки.
Специальный инвестиционный контракт (СПИК) подписали сроком на девять лет. Все это время условия для участников будут оставаться без изменений. Участники сделки:
-
АО «Мерседес-Бенц Рус»;
-
Российская Федерация;
-
правительство Московской области,
-
муниципальное образование «сельское поселение Пешковское» Солнечногорского района Московской области.
Участвовали привлеченные лица:
-
«Даймлер АГ»;
-
ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус»;
-
ПАО «КамАЗ»;
-
ООО «Даймлер КамАЗ Рус».
Об участии перечисленных компаний, госучреждений и организаций заявил один из представителей Минпромторга.
Отдельно стоит рассмотреть, что такое специнвестконтракт. В первую очередь нужно отметить — условия индивидуальные для отдельно компании. На условия оказывают влияние следующие факторы:
-
направление инвестиций, необходимо чтобы они были востребованы;
-
размер вложений;
-
Предполагаемый уровень локализации производства.
При этом, государство гарантирует целый ряд преимуществ участнику соглашения. В первую речь идет об условиях для ведения бизнеса, аналогичные российским компаниям. Также компания получает доступ к субсидиям, налоговым вычетам, что значительно сказывается на финансовом положении компании. Также в некоторых случаях допускает упрощенный доступ к государственным заказам, в зависимости от особенностей договора может снижаться налог на прибыль до 0%, причем и на федеральном, и на региональном уровне.
Также правительство может определить подписавшую соглашение компанию, единственным возможным поставщиком определенного товара в рамках госзакупок. Основным плюсом специнвестконтракта — гарантия рамочных, не изменяемых условий на весь период действия. Получается, что все условия гарантируются «Мерседесу» на период в девять лет.
С учетом финансовых возможностей компании, а также перспектив, не удивительно, что немецкий автопроизводитель решил не просто расширить свое присутствие на российском рынке, но и построить завод.