В России решили строить парковки-пазлы
В ближнем Подмосковье появятся полностью механизированные и многоуровневые парковки. На данный момент предполагается что будет установлено десять подобных систем. Скорее всего проект будет запущен уже в 2020 году. Разрабатывают роботизированные парковки в виде пазлов. Это дает возможность размещать их в городах с количеством людей более одного миллиона. Они значительно экономят место и снижают стоимость строительства. Но, есть проблемы с законодательством.
Сложили пазл
Строить парковки такого типа будут возле ж/д станций, жилых массивов и крупных офисов. В первую очередь речь о городах возле МКАД, где наблюдается наиболее плотная застройка.
Фактически роботизированный паркинг, это накопительный склад в несколько уровней, где машины размещаются в виде «пазла». При необходимости платформы сдвигаются одновременно или по очереди, что позволяет всегда «достать» транспортное средство с любого места на паркинге.
Пример эффективной парковки с роботизированным устройством, можно увидеть в музее автомобилей Autostadt, который находится на заводе Фольксваген в Германии. Там это очень хорошо работает, причем без каких-либо задержек и сложностей.
На данный момент власти Московской области ведут переговоры с разработчиками этого проекта, а точнее с НПП «Старт», что является «дочкой» корпораций «Технодинамика» и «Ростех». Именно представители «Технодинамики» при контактах с журналистами утверждают, что данные парковки могут появиться уже в 2020 году.
По заверению сотрудников «Технодинамики», они сейчас разрабатывают возможность строительства комплекса парковки на десяток систем, причем каждая система будет содержать 17–28 мест для автомобилей. Разместят ее в месте перехватывающих стоянок, возле пересадочных узлов возле Москвы. Предполагается, что такая методика позволит разместить 250 машин на площади, где обычно ставят 80 легковых автомобилей. Это определенный плюс для загруженный подмосковных парковок.
Далее холдинг будет заниматься продвижением размещения систем такого типа сначала по периметру МКАД, а далее и во всех российских городах с населением более миллиона жителей.
Спрос не по ГОСТу
На практике в Подмосковье полно мест, где просто не хватает площадей под строительство автостоянок. При этом, наблюдается сильный дефицит машино-мест. Это говорят в министерстве транспорта по Московской области. Сотрудниками ведомства рассматриваются самые разные варианты решения задачи по увеличению парковочных мест. Среди прочего и роботизированные, и механизированные парковки. Такие технологии дают возможность разместить 2–10 автомобиля на площади стандартного парковочного места. При этом, они стоят меньше, чем стандартные парковки в несколько ярусов.
Мобильные приложения в сочетании с искусственным интеллектом сейчас очень сильно помогают водителям с парковками.
Для реализации подобных систем будут привлекаться инвесторы. Бюджетные вложения в финансирование строительства не предусмотрены.
Инженеры «Технодинамики» посчитали, что размещение пазловых механизированных парковок даст сокращение занятой площади в 3 раза, при этом, затраты на возведение уменьшатся в 1,7 раз.
Вообще в мире парковки с роботизированными системами уже встречаются в Сингапуре, Японии, а также части стран Европы (где машин много). У нас они пока используются в единичных случаях, и только в самых больших городах. Посмотреть на такую парковку можно в некоторых местах Таганки, неподалеку от «Останкино», есть подобный комплекс в Люберцах. Но, массового спроса у застройщиков пока нет.
Все упирается в законодательство, а точнее в его отсутствие. Фактически ГОСТов для подобного оборудования нет. А раз, нет стандарта, проверяющие и контролирующие органы, могут использовать действующие нормы по своему усмотрению.
Вот что, говорит по этому вопросу Александр Шумский, руководящий центром «Пробок.нет».
«Необходим государственный стандарт, который полностью обеспечит регуляцию роботизированных парковок. При открытии самого первого паркинга с такой системой, он находится около «Останкино», владельца и застройщика фактически замучили бесконечными проверками и согласованиями.»
На практике, ГОСТ, регулирующий создание роботизированных паркингов планировалось разработать еще в 2018 году. Но, в Росстандарте, заявили, что на данный момент к ним не приходили предложения, касающиеся разработки ГОСТа роботизированных и механизированных паркингов. При этом, уточнили, что есть СНиП «Стоянки автомобилей», он не запрещает применять подобные механизмы при строительстве парковок.
Минстрой, также упоминают данный СНиП. По заверениям чиновникам новый ГОСТ, только дополнит уже применяющийся документ, уточнив требования к подъемным механизмам. Также там добавили, что требования в этом случае должны создавать представители машиностроения.
На практике спрос на подобные парковки растет. В среднем одно место стоит 450 тысяч рублей, а в Москве свободно продается по миллиону. Причем, бизнес охотно вкладывает деньги в такие механизмы.
Если сравнивать цены на стандартное парковочное место и на оборудованное подъемником, выгода становится очевидной. Себестоимость одного механизированного парковочного места порядка 400 тысяч. При этом, стандартные машино-места в подземных паркингах обходятся в зависимости от города в пределах 1–2,5 миллиона рублей.
Есть и практические цифры. На многоярусной парковке в рамках программы «Народный гараж», место обходилось в пределах 350 тысяч – 2 миллиона рублей. Что для Москвы с минимальной стоимостью парковочного места в 2,5 миллиона очень хороший показатель.
Прохладный прием.
В других странах, применяются такие парковки, где водитель ставит автомобиль в нижнюю ячейку, а роботизированная система определяет машину на свободное место. Так работают все роботизированные парковки.
Подобное решение дает сильную экономию места. Паркинг с обычным выездом в один автомобиль, требуется 40 квадратных метров. А роботиозированный занимает 18 квадратных метра. Но, окупаемость проектов под вопросом, это произойдет только если такие парковки будет дешевле, чем обычные.
Есть вопросы, связанные с климатом. В теплых городах проблем не возникает. Там роботизированные стоянки успешно работают, достаточно надежны и не создают дополнительных сложностей. Но, вот при строительстве в местах с холодными зимами, могут быть сложности с надежностью отдельных элементов механизмов.
Также стоит отметить, что отечественные автолюбители не слишком доверяют таким парковкам по ряду причин. В первую очередь из-за риска попадания технических жидкостей на нижестоящие транспортные средства. Нужно учитывать, что автопарк в нашей стране довольно старый, а это может приводить к протечкам масла или антифриза. Этого и опасаются владельцы машин, предпочитая обычные парковки, которые к тому же еще и дешевле.
Разработчики оборудования утверждают, что платформы герметичны. То есть, нет возможностей для протечек жидкостей, реагентов, воды на нижестоящие транспортные средства. Этот момент обязательно проверяется при сдаче объекта.